ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

КОНЦЕПЦИЯ
КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее - Концепция) представляет собой совокупность взглядов государств - участников Договора о коллективной безопасности (далее - государства - участники) на предотвращение и устранение угрозы миру, совместную защиту от агрессии, обеспечение их суверенитета и территориальной целостности.

Концепция основывается на принципах ООН, ОБСЕ, Договора о коллективной безопасности, а также положениях других документов, принятых государствами - участниками в его развитие.

Концепция включает в себя: основы военной политики государств - участников, основы обеспечения коллективной безопасности, основные направления и этапы создания системы коллективной безопасности.

Реализация положений Концепции предусматривает осуществление согласованных политических, экономических, военных и других мер.

Государства - участники в политическом и военном отношениях не считают своим противником ни одно государство или коалицию государств, видят в лице всех государств мирового сообщества равноправных партнеров.


I. Основы военной политики государств - участников


Государства - участники объединены военно-политическими и экономическими интересами, сложившимися военно-технической базой и инфраструктурой, стремлением проводить согласованную политику по обеспечению коллективной безопасности.

Государства - участники будут проводить консультации в целях координации позиций и проведения согласованной политики в области безопасности:

в отношении других государств - участников СНГ - по вопросам военного сотрудничества и оказания взаимной помощи при решении проблем военного строительства;

в отношении НАТО и других военно-политических организаций - по вопросам сотрудничества и партнерства, участия в имеющихся и создаваемых новых структурах региональной безопасности.

Государства - участники обеспечивают коллективную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении возможностями при приоритете мирных средств. При выработке мер обеспечения коллективной безопасности они учитывают следующее.

Завершение глобального противостояния между Востоком и Западом значительно снизило опасность возникновения мировой войны.

Вместе с тем существует значительное количество региональных межгосударственных и внутригосударственных проблем, обострение которых чревато перерастанием в вооруженные конфликты и локальные войны. Предпосылки для этого сохраняются в социальных, политических, экономических, территориальных, национально-этнических, религиозных и других противоречиях, а также в приверженности ряда государств к решению их силовыми методами.

Основными источниками военной опасности государства - участники считают:

территориальные притязания других стран к государствам - участникам;

существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов прежде всего в непосредственной близости от границ государств - участников;

возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств;

распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои политические и военные устремления;

возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в результате нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений, необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и военно-политическими союзами;

попытки вмешательства извне во внутренние дела государств - участников, дестабилизации их внутриполитической обстановки;

международный терроризм, политику шантажа.

В качестве факторов, способных привести к перерастанию военной опасности в непосредственную военную угрозу государства - участники рассматривают:

наращивание группировок войск (сил) в прилегающих к внешним границам государств - участников регионах до пределов, нарушающих сложившееся отношение сил;

создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований, предназначенных для применения против государств - участников;

развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с территории сопредельных государств;

ввод иностранных войск на сопредельные с государствами - участниками территории (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или ОБСЕ).

Приоритетными направлениями в совместной деятельности по предотвращению военной угрозы государства - участники считают:

участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии;

координацию действий по реализации имеющихся и разработке новых международных договоренностей по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

расширение мер доверия в военной области;

установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, направленных на эффективное решение задач по укреплению мира;

активизацию диалога по подготовке и принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения военно-морских сил и вооружений, а также ограничения военно-морской деятельности;

проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, в соответствии с международными обязательствами;

согласование усилий по охране границ государств - участников;

поддержание вооруженных сил и других войск государств - участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.



II. Основы обеспечения коллективной безопасности


Целью государств - участников в обеспечении коллективной безопасности является предотвращение войн и вооруженных конфликтов, а в случае их развязывания - гарантированная защита интересов, суверенитета и территориальной целостности государств - участников.

В мирное время указанная цель достигается урегулированием спорных проблем, международных и региональных кризисов исключительно политическими, согласительными средствами, поддержанием оборонного потенциала каждого государства с учетом как национальных, так и коллективных интересов.

Каждое государство - участник принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на своих границах. На основе взаимного согласия они координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб по поддержанию установленного режима в приграничных зонах государств - участников.

При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств - участников либо угрозы международному миру государства - участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия конкретных мер для устранения возникшей угрозы.

Стратегические ядерные силы Российской Федерации выполняют функцию сдерживания от возможных попыток осуществления агрессивных намерений против государств - участников в соответствии с военной доктриной Российской Федерации.

В случае агрессии государства - участники в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности отражают ее и принимают меры к тому, чтобы вынудить агрессора прекратить военные действия. Для достижения этого они заблаговременно определяют и планируют содержание, формы и способы совместных действий.

Коллективная безопасность государств - участников базируется на следующих основных принципах:

неделимость безопасности: агрессия против одного государства - участника рассматривается как агрессия против всех государств - участников;

равная ответственность государств - участников за обеспечение безопасности;

соблюдение территориальной целостности, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела и учет интересов друг друга;

коллективность обороны, создаваемой на региональной основе;

принятие решений по принципиальным вопросам обеспечения коллективной безопасности на основе консенсуса;

соответствие состава и готовности сил и средств масштабу военной угрозы.

III. Система коллективной безопасности.


Основные направления ее создания


Основой коллективной безопасности является система коллективной безопасности, которую государства - участники рассматривают как совокупность межгосударственных и государственных органов управления, сил и средств, обеспечивающих на общей правовой основе (с учетом национального законодательства) защиту их интересов, суверенитета и территориальной целостности.

Межгосударственными органами системы коллективной безопасности являются:

Совет коллективной безопасности - высший законодательный орган на межгосударственном уровне, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств - участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности;

Совет министров иностранных дел - Высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внутренней и внешней политики государств - участников;


Совет министров обороны - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам военной политики и военного строительства государств - участников.

Для решения конкретных задач обеспечения коллективной безопасности могут создаваться и иные органы управления, действующие на постоянной или временной основе.

Государственными органами системы коллективной безопасности являются органы политического и военного руководства государств - участников.

В качестве сил и средств системы коллективной безопасности государства - участники рассматривают:

Вооруженные силы и другие войска государств - участников;

Коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) в регионах, которые будут созданы для отражения агрессии против государств - участников;

Совместную (объединенную) систему противовоздушной обороны, другие системы.

Создание сил и средств системы коллективной безопасности направлено на сдерживание возможного агрессора, своевременное вскрытие подготовки возможной агрессии и ее отражение, обеспечение охраны границ государств - участников, участие в операциях по поддержанию мира.

Советом коллективной безопасности для операций по поддержанию мира, проводимых в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, могут создаваться коллективные миротворческие силы.

В качестве основных направлений создания системы коллективной безопасности государства - участники рассматривают:

сближение основных положений законодательных актов государств - участников в области обороны и безопасности;

проведение регулярных консультаций по проблемам военного строительства и подготовки вооруженных сил государств - участников;

выработку общих подходов по вопросам приведения войск (сил) в высшие степени боевой готовности, форм и способов их обучения, оперативного и боевого применения, а также согласованной мобилизационной подготовки экономики государств - участников;

достижение многосторонних договоренностей по использованию элементов военной инфраструктуры воздушного и водного пространства государств - участников;

согласование вопросов оперативного оборудования территорий государств - участников в интересах коллективной обороны;

проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств - участников;

согласование программ подготовки военных кадров и специалистов;

координацию планов разработки, производства, поставок и ремонта вооружения и военной техники;

выработку единых подходов к нормам создания и содержания запасов материальных средств.

Формирование системы коллективной безопасности осуществляется последовательно (поэтапно), с учетом развития военно-политической обстановки в мире.

На первом этапе:

В основном завершить создание вооруженных сил государств - участников;

Разработать программу военного и военно-технического сотрудничества государств - участников и приступить к ее реализации;

Разработать и принять правовые акты, регламентирующие функционирование системы коллективной безопасности.

На втором этапе:

создать коалиционные (объединенные) группировки войск (сил) для отражения возможной агрессии и провести планирование их применения;

создать совместную (объединенную) системы противовоздушной обороны;

рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил.

На третьем этапе завершить создание системы коллективной безопасности государств - участников.


*   *   *

Государства - участники в своей деятельности по обеспечению коллективной безопасности будут соблюдать Устав ООН, общепринятые междуанародно-правовые нормы и принципы.

Данная Концепция коллективной безопасности закрепляет приверженность государств - участников целям предотвращения войн и вооруженных конфликтов, устранения их из системы международных отношений, создания условий для всестороннего развития личности, обществ и государств на базе идеалов гуманизма, демократии и всеобщей безопасности.

Положения Концепции будут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере дальнейшего развития и укрепления сотрудничества между государствами – участниками и формирования новой системы международных отношений.



 

Принята Решением Совета коллективной безопасности о Концепции коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности от 10 февраля 1995 года в г. Алматы.