ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Н.Н.БОРДЮЖИ НА ЗАСЕДАНИИ ПОСТОЯННОГО СОВЕТА ОБСЕ
Вена, 13 февраля 2007 г.
Уважаемый господин Председатель,
Я благодарю за предоставленную мне возможность обратиться со словами приветствия и наилучшими пожеланиями к столь уважаемому и значимому органу ОБСЕ, каковым по праву является ваш Постоянный Совет.
Это мое первое выступление на заседании Совета, и я позволю начать его с краткой информации об организационной структуре, целях, задачах и функциях Организации Договора о коллективной безопасности, основных направлениях ее деятельности, о наших планах на будущее.
I.
Само зарождение Договора о коллективной безопасности, подписанного в 1992 году Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном, и в дальнейшем - Азербайджаном, Грузией и Белоруссией, в первую очередь было обусловлено стремлением государств-участников коллективными усилиями обеспечить безопасность бывших советских республик на этапе формирования их государственности, попытаться воссоздать единое для них оборонное пространство.
В самом Договоре и в ходе его реализации получила правовое закрепление идея взаимопомощи государств-участников в случае вооруженной агрессии против любого из них.
С самого начала Договор о коллективной безопасности, планировавшийся как механизм военного сотрудничества в масштабе всего СНГ, долгое время никак не проявлял себя, как бы дрейфовал в русле происходивших в Содружестве процессов, действовал по существу в рамках уставных органов СНГ.
Перелом наступил в конце 90-х годов, в условиях обострения ситуации вокруг Киргизии, вызванной террористической активностью, возникновения прямой угрозы со стороны афганских талибов в отношении Таджикистана, что потребовало задействовать механизм военной и прочей помощи указанным государствам в соответствии со ст.4 Договора.
Именно в этот период было принято кардинальное решение об адаптации ДКБ к меняющейся геополитической ситуации. Договор вышел на приоритетное направление противодействия современным вызовам и угрозам.
II.
Одним из важнейших этапов в этом процессе стало создание в 2003 году на базе Договора международной региональной структуры - Организации Договора о коллективной безопасности со своим Уставом и другими основополагающими нормативными документами, которыми под деятельность Организации была подведена необходимая правовая база, обеспечивающая ей дальнейшее поступательное развитие и полноправное участие в международных и региональных делах.
На данный момент ОДКБ в составе Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана (последний возобновил свое участие в Договоре и оформил членство в ОДКБ летом 2006 г.) представляет собой многофункциональную военно-политическую интеграционную структуру. Организация располагает системой руководящих, исполнительных и консультативных органов с четко прописанными полномочиями и функциями, отлаженным механизмом внешнеполитического взаимодействия, потенциалом противодействия современным вызовам и угрозам, необходимым инструментарием в вопросах военного сотрудничества.
В актив ОДКБ следует отнести искреннее стремление государств-членов к реальному сотрудничеству в рамках Организации, провозглашенный еще в 2000 году принцип приоритетности военно-политических связей между государствами-членами, обязательный характер принимаемых решений.
III.
При полном учете геополитических реалий, в которых действует Организация, необходимый акцент делается на дальнейшем укреплении политического взаимодействия, прежде всего в плане мониторинга военно-политической обстановки в регионе и мире, своевременного выявления и предотвращения политическими средствами кризисных и конфликтных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ. В этих целях создан цельный механизм внешнеполитической координации, включающий систему обмена информацией, межгосударственные консультации на различных уровнях, выработку коллективных позиций, взаимодействие в международных организациях.
IV.
Взаимодействие государств-членов по современным вызовам и угрозам, и прежде всего, в борьбе против терроризма приобретает для Организации приоритетный характер.
В рамках ОДКБ принимаются коллективные и скоординированные национальные меры по укреплению контртеррористического потенциала ОДКБ.
При Генеральном секретаре ОДКБ сформированы рабочие группы по противодействию терроризму и экстремизму и нелегальной миграции.
Ведется отработка специальных антитеррористических задач в ходе оперативной и боевой подготовки созданных в 2001 г. Коллективных сил быстрого развертывания в Центрально-азиатском регионе (численностью до 4 тыс. чел.).
Одним из главных объектов внимания Организации стала проблема незаконного оборота наркотиков, что обусловлено тем обстоятельством, что государства-члены ОДКБ оказались на передовых рубежах борьбы с наркотрафиком, исходящим с территории Афганистана и устремляющимся главным образом в Восточную и Западную Европу.
ОДКБ приняла единый План мероприятий по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне, и в его рамках инициировала целый ряд практических коллективных действий в противодействии этой опасности. С хорошими результатами с 2003 г. ежегодно проводятся антинаркотическая операции "Канал".*
Аналогичную операцию, но уже по проблемам нелегальной миграции, в формате ОДКБ мы впервые провели в минувшем году. **
V.
Задачам противодействия современным вызовам и угрозам все в большей степени подчиняются осуществляемые в ОДКБ мероприятия по укреплению военного сотрудничества.
Важным этапом в работе по военной составляющей ОДКБ стало в последние годы правовое оформление и организационное становление Объединенного штаба ОДКБ. Разработаны и утверждены Основные направления коалиционного военного строительства в рамках ОДКБ, подготовлен План коалиционного военного строительства ОДКБ.
VI.
Мы не считаем пределом наших усилий достигнутый в рамках ОДКБ уровень взаимодействия.
Для нас представляется актуальной и политически востребованной задача дальнейшего совершенствования военно-политических механизмов сотрудничества государств-членов в сфере обеспечения их национальной и коллективной безопасности. Реализации этой цели служит идущий сейчас процесс трансформации ОДКБ в универсальную международную структуру безопасности, способную адекватно реагировать по всему спектру современных вызовов и угроз.
Адаптируя Организацию к меняющейся геополитической ситуации, государства-члены принимают практические меры по созданию системы вспомогательных органов ОДКБ и соответствующих коллективных сил, включающей многосторонние механизмы координации антитеррористической и антинаркотической деятельности, совместного противодействия нелегальной миграции. Предполагается создание Антитеррористического комитета в составе руководителей министерств внутренних дел, органов безопасности, разведок, пограничных служб.
Другое новое направление в работе по противодействию терроризму мы видим в формировании Коллективных региональных антитеррористических сил ОДКБ для оперативного реагирования на любые террористические и экстремистские проявления.
При разработке комплексного подхода к созданию многофункционального механизма по поддержанию безопасности и стабильности в зоне ответственности ОДКБ придаем должное значение формированию необходимого коллективного инструментария по предупреждению и ликвидации последствий крупных природных и техногенных катастроф, в т.ч. путем создания Координационного совета по чрезвычайным ситуациям и Коллективных сил чрезвычайного реагирования.
Важным элементом создаваемой нами универсальной системы реагирования на современные вызовы и угрозы должен стать миротворческий потенциал ОДКБ. Уже готов для рассмотрения в органах ОДКБ пакет документов по миротворчеству, включая соглашение о миротворческой деятельности, предусматривающее создание в формате ОДКБ Коллективных миротворческих сил.
В военной сфере ведется работа по формированию Объединенной группировки войск в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности с целью поддержания стабильности в регионе и нейтрализации угрозы террористических вылазок.
Предметом особого внимания ОДКБ остается нормализация ситуации в Афганистане, недопущение нового витка напряженности на южных рубежах Организации. Создана и начала действовать Рабочая группа по содействию в постконфликтном обустройстве Афганистана.
VII.
С окончательным оформлением ОДКБ в качестве полноправной международной региональной организации были созданы необходимые условия для успешного встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений. Организация зарегистрирована в ООН, получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН.
Занимая свою нишу в мировом сообществе, ОДКБ активно развивает рабочие контакты и взаимодействие с другими международными организациями, занятыми в сфере безопасности. Уже сейчас можно говорить об устойчивых связях со структурами ООН, включая Секретариат ООН и Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности. Организация участвует в организованном под эгидой Генерального секретаря ООН процессе Встреч высокого уровня по координации усилий ООН и региональных организаций и в деятельности соответствующего Постоянного комитета.
В соответствии с принятым в 2004 году решением ОДКБ выступила с предложением о налаживании диалога с НАТО, прежде всего, в вопросах противодействия наркоугрозе, исходящей с афганской территории. Однако, из Брюсселя мы так и не получили ответа, хотя необходимость в таком сотрудничестве очевидна, а от его отсутствия в равной, если не в большей степени проигрывает и Североатлантический альянс.
VIII.
С удовлетворением отмечаю достаточно высокий и продуктивный уровень сотрудничества с такой влиятельной европейской организацией как ОБСЕ.
Позитивная динамика наших взаимоотношений постоянно закрепляется. Мы и впредь намерены активно участвовать в ежегодных конференциях по обзору в области безопасности, мероприятиях, проводимых Форумом ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, Антитеррористическим подразделением, Центром ОБСЕ по предотвращению конфликтов.
Мы надеемся на положительное решение вопроса о председательстве Республики Казахстан в ОБСЕ в 2009 году, полагая что оно стало бы свидетельством преодоления унаследованных от времен "холодной войны" стереотипов недоверия и подозрительности.Государства-члены нашей Организации искренне заинтересованы в активизации работы соответствующих структур ОБСЕ в сфере безопасности, считают полезным плотно заняться в их формате вопросами, связанными с контролем над вооружениями и мерами укрепления доверия, как этого требует от ОБСЕ Стратегия реагирования на угрозы в 21 веке.
Одним словом, для ОДКБ ваша Организация была и остается одним из наиболее значимых партнеров.
Буду рад новой возможности встретиться и с вами в формате Постоянного совета при ОДКБ. Любая конструктивная инициатива с вашей стороны не останется без заинтересованной реакции со стороны ОДКБ, ее государств-членов.
* В 2003 году в ходе этой операции было изъято 1974 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в 2004 году – 10 702,2 кг, в 2005 году – 11 251,7 кг. По итогам двух этапов операции «Канал-2006» - уже 23 993,5 кг. Кроме того. Из незаконного оборота изъято около 540 тонн прекурсоров.
К последним этапам операции присоединились также правоохранительные структуры Азербайджана, Китая, Монголии, США, Ирана, Пакистана, Украины, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии.
** Всего лишь за 15 дней операции в государствах-членах ОДКБ было привлечено к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства более 28 тысяч человек, депортировано – 1184 человека. Пресечена деятельность ряда преступных транснациональных группировок по организации торговли людьми, поставкам оружия, взрывчатых веществ и наркотиков.