СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ


Выступление Постоянного представителя России при ООН В.И.Чуркина на открытом официальном заседании Совета Безопасности ООН по Афганистану 14 октября 2008 года

Уважаемый г-н Председатель,

Благодарим г-на К.Эйде за предпринимаемые им на посту Спецпредставителя усилия, брифинг о ситуации в Афганистане и представление очередного доклада Генсекретаря.

Разделяем обеспокоенность Генсекретаря продолжающейся деградацией военно-политической обстановки в Афганистане. В этой связи особо отмечаем активизацию террористической деятельности талибов, аль-кайдовцев и других экстремистских группировок. Покушение на Президента Афганистана, масштабные теракты в Кабуле и других районах страны, участившиеся нападения на гуманитарный персонал и сотрудников ООН, ответственность за которые взяли на себя талибы, являются явным свидетельством бескомпромиссной агрессивности рвущихся к власти экстремистов, готовых пренебречь жизнями ни в чем неповинных людей ради достижения своих целей.

В этих условиях необходимо не отступать от линии на изоляцию экстремистских вожаков, в первую очередь тех, кто входит в санкционные списки Комитета СБ ООН 1267, при сохранении за рядовыми талибами, не запятнавшими себя военными преступлениями, возможности возвращения к мирной жизни. Именно такой линии должна придерживаться Миссия ООН в рамках реализации ее мандата.

Исходим из того, что тактика замирения с талибами и другими экстремистскими группировками изначально порочна. Любые попытки заигрывания с ними нанесут непоправимый ущерб позициям центральной власти и ведущих антиталибских политических сил. К сожалению, идея примирения с экстремистами по-прежнему находит сторонников как среди представителей международных организаций, так и внутри Афганистана.

Действия террористов и не сложивших оружие повстанцев подпитываются главным образом за счет наркотороговли. Все чаще террористы и наркодельцы тесно координируют свои действия, в то время как международные усилия по борьбе с афганской наркоузгрозой не дают, к сожалению, видимого эффекта. Более того, наблюдается беспрецедентный рост производства наркотиков в Афганистане, что представляет непосредственную опасность для всего международного сообщества. В этих условиях считаем необходимым существенно активизировать антинаркотические усилия как на территории Афганистана - уничтожение наркопосевов, преследование наркоторговцев, внедрение альтернативных сельхозкультур, обуздание безработицы, - так и вокруг него путем создания при координирующей роли ООН и при участии соседних стран системы "поясов антинаркотической и финансовой безопасности".

Считаем необходимым полнее задействовать и возможности региональных объединений, доказавших свою эффективность в работе на данном направлении, в частности Организации договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества. В настоящее время наиболее эффективным механизмом приложения международных усилий по противодействию потоку афганских наркотиков является проводимая с 2003 года под эгидой ОДКБ антинаркотическая операция "Канал".

Исходим из того, что и Международные силы по содействию безопасности (МССБ) не могут оставаться в стороне от международных усилий по противодействию наркотической угрозе, исходящей из Афганистана. Важно, что принятая недавно резолюция Совета Безопасности нацеливает Силы на углубление взаимодействия с правительством Афганистана и другими заинтересованными, в т.ч. региональными, "игроками" в этой сфере. Без борьбы с наркоугрозой, учитывая тесную связку террористической деятельности и наркопроизводства, деятельность МССБ не будет в должной мере эффективной.

Готовы развивать практическое взаимодействие между ОДКБ и НАТО в сфере антитеррористической и антинаркотической работы. Неоднократно доводили это до сведения североатлантических партнеров. Однако Альянс до сих пор никак на это не отреагировал, хотя объективно такое взаимодействие позволило бы повысить отдачу от усилий действующих в Афганистане и ведомых НАТО Международных сил содействия безопасности. Наглядным примером может служить достигнутая в Бухаресте договоренность об упрощении порядка транзита через территорию России грузов невоенного назначения для тылового обеспечения МССБ в Афганистане.

Другой важной сферой сотрудничества является проект Совета Россия - НАТО по совместной подготовке кадров для антинаркотических структур Афганистана и транзитных стран Центральной Азии на базе Учебного центра МВД России в Домодедово. Это - реальное взаимодействие в противодействии афганской наркоугрозе.

Разделяем обеспокоенность Генсекретаря и участившимися в последнее время случаями гибели мирных афганцев в результате действий не только экстремистов, но и международных военных присутствий. Такие инциденты подрывают доверие местного населения к международным усилиям в Афганистане. Необходимо, чтобы МССБ приняли эффективные меры по недопущению гибели мирного населения, в первую очередь детей, в результате неизбирательного или чрезмерного применения силы, включая бомбардировки. В этой связи хотели бы вновь акцентировать безальтернативность закрепленного в недавнем решении Совета Безопасности императива соблюдения международного гуманитарного права для недопущения жертв среди гражданского населения. Это - крайне важная задача в контексте долгосрочной стабилизации в Афганистане, что было подтверждено и представителями афганского руководства, а также Миссии ООН по содействию этой стране.

Россия убеждена в том, что эффективное урегулирование ситуации в Афганистане, решение стоящих перед руководством этой страны серьезных проблем невозможно без интегрированного подхода международного сообщества, ведомого ООН, но и, вместе с тем, с делегированием руководству этой страны большей самостоятельности в решении внутриафганских проблем.

Мы поддержали инициативу правительств Франции и ИРА о проведении международной конференции по Афганистану в Париже 12 июня с.г. и приняли в ней активное участие. Считаем, что ее итоги должны стать своего рода "дорожной картой" реализации стоящих на нынешнем этапе перед Кабулом задач, которые отражены в "Стратегии национального развития Афганистана" (2008-2013 гг.).

Мы исходим из того, что усилия международного сообщества по стабилизации обстановки в Афганистане, противодействию исходящим из этой страны террористической и экстремистской угрозам не дадут эффективного результата до тех пор, пока не будут созданы условия для самостоятельного обеспечения афганским правительством безопасности на территории страны. Особое значение при этом имеет формирование действительно боеспособных национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, оснащение их современным оружием.

Предпринимаемые для исправления ситуации в области безопасности шаги должны подкрепляться усилиями по социально-экономическому восстановлению афганского государства, в которых международное сообщество должно продолжать активное участие.

Россия активно работает на данном направлении, участвуя в реализации ряда проектов по восстановлению объектов энергетической и транспортной инфраструктуры Афганистана. Нашим вкладом в стабилизацию экономического положения страны является и подписанное в Москве Соглашение об урегулировании афганского долга перед Россией, согласно которому задолженность Афганистана перед нашей страной была снижена с 11 млрд. 112 млн. долл. до 730 млн. долл. С целью содействия развитию высшего образования Афганистана Российская Федерация с 2007 г. выделяет ежегодно 80 стипендий для обучения афганских студентов в вузах нашей страны. Оказала наша страна Афганистану и военно-техническую помощь на безвозмездной основе на сумму в 220 млн. долл. Готовы продолжать соответствующие усилия.

Благодарю Вас, г-н Председатель.