Выступление Постоянного Представителя России при ООН в Нью-Йорке В.И.Чуркина на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу "Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и региональными и другими организациями"" (пункт 114 повестки дня), Нью-Йорк, 3 ноября 2008 года
Господин Председатель,
Формирование коллективных подходов, необходимых для эффективного преодоления современных угроз и вызовов, требует последовательного наращивания сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями, опирающегося на твердую основу Устава ООН, в частности его Главу VIII.
ООН и региональные организации призваны гармонично дополнять друг друга, используя свои объективные сравнительные преимущества. Применительно к ООН - это, прежде всего, универсальность членства и сфер деятельности, всемирно признанная легитимность. В свою очередь, региональные организации обладают лучшим знанием обстановки в зоне действий и, нередко, более совершенным оснащением и собственными источниками финансирования. Четкое разделение труда при сохранении прерогатив ООН и ее Совета Безопасности позволит умножить антикризисный потенциал международного сообщества.
Считаем весьма актуальными регулярные встречи Генсекретаря ООН с руководством региональных организаций. Повестка дня сотрудничества ООН с региональными партнерами становится все более масштабной и многообразной. К миротворческим и миростроительным задачам добавилось противодействие распространению ОМУ, незаконным потокам легкого и стрелкового оружия, урегулирование других дестабилизирующих трансграничных проблем, борьба с наркотрафиком и оргпреступностью, содействие решению многогранных социально-экономических проблем в мире.
Российская Федерация продолжает содействовать углублению разнопланового сотрудничества ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности, Содружеством независимых государств, Евразийским экономическим сообществом, которые вносят существенный вклад в преодоление проблем и вызовов современности, как на региональном, так и глобальном уровнях. Приветствуем уже достаточно прочные связи этих региональных механизмов с ООН, совместную реализацию ими ряда проектов и программ.
Интеграционные процессы в нашем регионе приобретают все более активные и зрелые формы, вовлекая государства соседних субрегионов. Динамично крепнет правовая, институционная и финансовая основа такого сотрудничества. В рамках СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС ведется систематическое и комплексное взаимодействие, в том числе в таких областях, как обеспечение безопасности, миротворчество, борьба с организованной и трансграничной преступностью, экономическое развитие и торговля, охрана окружающей среды, гуманитарное реагирование, регулирование миграционных потоков.
Существенные перспективы имеет сотрудничество между ООН и ОДКБ. В рамках ОДКБ идет интенсивная работа по созданию собственного миротворческого потенциала, в том числе для использования в операциях ООН по поддержанию мира. В этой области есть немалые возможности для объединения усилий двух организаций.
Взаимодействие государств-членов ОДКБ по проблематике ООН строится не только на совпадающих позициях по многим актуальным вопросам повестки дня всемирной Организации, но и на понимании необходимости укрепления ее ведущей роли в мировых делах. Мы заинтересованы в максимальном задействовании коллективных механизмов и потенциала ООН для нейтрализации вызовов региональной безопасности, исходящих от международного терроризма, а также содействия экономическому развитию.
Возрастающую роль в обеспечении стабильности в евроазиатском регионе играет Шанхайская организация сотрудничества, члены которой выступают за развитие взаимодействия с ООН в целом ряде актуальных областей, включая борьбу с международным терроризмом и незаконным распространением наркотиков, содействие постконфликтному обустройству Афганистана. В ближайшее время государства ШОС намерены поставить вопрос о включении в повестку дня 64-й сессии Генассамблеи нового пункта о сотрудничестве между ООН и Шанхайской организацией сотрудничества.
Позитивно оцениваем динамичный процесс укрепления взаимодействия между ЕврАзЭС и ООН. ЕврАзЭС переживает в настоящее время период интенсивного подъема. Сотрудничество ведется по весьма широкому кругу вопросов, включая транспорт и связь, энергетику, туризм, охрану окружающей среды, преодоление чрезвычайных ситуаций, миграцию, образование и многое другое. В рамках Сообщества началось практическое формирование таможенного союза, зоны свободной торговли и единого энергетического рынка.
Эта интенсивная практическая деятельность полностью соответствует Целям развития тысячелетия и подкрепляет зафиксированную в уставных документах ЕврАзЭС приверженность принципам Устава ООН. ЕврАзЭС стал неотъемлемым элементом обширной архитектуры многостороннего сотрудничества на Евразийском континенте в деле обеспечения устойчивого развития, стабильности, мира и безопасности. Это неизбежно делает его важным партнером системы ООН в нашем регионе и обусловливает необходимость динамичного развития взаимодействия между ними.
В докладе Генсекретаря отражены основные достижения на этом пути. Приветствуя их, одновременно видим необходимость в дальнейшем расширении и углублении сотрудничества. На усиление практической отдачи от взаимодействия обеих организаций систему ООН нацеливает подготовленная Россией совместно с председательствующей в ЕврАзЭС Белоруссией резолюция о сотрудничестве между ООН и ЕврАзЭС. Придаем большое значение ее консенсусному принятию и выражаем признательность всем делегациям, которые приняли участие в согласовании проекта резолюции и присоединились к числу соавторов.
В то же время полагаем, что потенциал взаимовыгодного сотрудничества ООН с интеграционными механизмами на пространстве СНГ еще далеко не исчерпан. В данном контексте ожидаем большей активности, инициативности, а также открытости к диалогу со стороны руководства учреждений системы ООН. Россия, со своей стороны, готова способствовать его дальнейшему укреплению.
Г-н Председатель,
Отдельно остановлюсь на вопросах сотрудничества ООН с Организацией черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Россия является активным и заинтересованным членом этого основного полноформатного форума сотрудничества Черноморского региона. Поддерживаем усилия по активизации деятельности ЧЭС, ее адаптации к новым реалиям.
Убеждены, что путь к стабильному развитию и процветанию стран региона, обеспечению его безопасности следует прокладывать на основе долгосрочных взаимовыгодных экономических проектов, которые осуществляются в рамках ЧЭС. Видим большие перспективы реализации проектов скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря, а также создания Черноморского электроэнергетического кольца. Поддерживаем начатую в рамках ЧЭС работу по созданию единой базы энергетических стратегий стран региона.
Исходим из того, что в процессе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Евросоюзом ЧЭС должна сохранить и приумножить свою собственную идентичность. Подтверждаем готовность к взаимодействию ЧЭС с внерегиональными державами. Условием здесь должно быть их невмешательство в развитие многостороннего сотрудничества государств региона на основе их собственных интересов, возможностей, знаний и опыта. Особо хотели бы подчеркнуть контрпродуктивность попыток политизировать экономические связи в регионе и сотрудничество в рамках ЧЭС.
В целом уверены, что у ЧЭС хорошие перспективы. Организация удачно вписывается в современную систему общеевропейского сотрудничества и интеграционные процессы на нашем континенте и способна внести свой вклад в дело сближения народов региона и нахождения баланса общих интересов в Причерноморье. Этому будет способствовать и развитие ее сотрудничества с ООН. Исходя из этого, Россия поддерживает соответствующий проект резолюции Генассамблеи и вошла в число его соавторов.
Неплохо развивается сотрудничество между ООН и Советом Европы. Развитие взаимодействия между ними будет способствовать обеспечению мира и безопасности, защите прав человека не только в Европе, но и во всем мире. Проект резолюции Генассамблеи по сотрудничеству между ООН и Советом Европы, который сегодня представлен на рассмотрение Генассамблеи, полностью отвечает этим целям. Надеемся, что, как и два года назад, он будет принят консенсусом.
Мы хотели бы видеть дальнейшее развитие взаимодействия ООН и с другими европейскими структурами, включая ОБСЕ и ЕС, где формируются механизмы кризисного реагирования. Разумеется, и здесь непреложным является полное уважение главной ответственности СБ ООН за поддержание международного мира и безопасности, включая обязательное санкционирование и политический контроль за операциями, направленными на принуждение к миру.
Этот базовый принцип, опирающийся на Главу VIII Устава ООН, должен регулировать и сотрудничество между ООН и НАТО.
Следует наращивать опыт позитивного сотрудничества Организации с региональными и субрегиональными партнерами в Африке, включая Африканский союз, Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество развития юга Африки (САДК), Межправительственный орган по вопросам развития (ИГАД). Важную роль в нахождении мирных путей решения многочисленных проблем соответствующих регионов призваны сыграть Лига арабских государств, Совет сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ), Организация Исламская конференция, Организация американских государств (ОАГ), латиноамериканские объединения. У России налажены и развиваются динамичные отношения со всеми этими организациями.
Благодарю Вас, господин Председатель.