Выступление Председателя Палаты представителей нижней палаты парламента Беларуси Вадима Попова на 2-м заседании ПА ОДКБ в Санкт-Петербурге
5 апреля 2008
Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадима Попова на 2-м заседании ПА ОДКБ на тему "О ходе выполнения решений октябрьской 2007 года сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и задачах по их правовому обеспечению" (Санкт-Петербург, 3 апреля 2008 года).
Уважаемый Борис Вячеславович!
Уважаемые коллеги-парламентарии, эксперты и приглашенные!
Позвольте поблагодарить за предоставленную возможность выступить на сегодняшнем пленарном заседании и высказать наше видение роли и места парламентов государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентской Ассамблеи ОДКБ в реализации решений Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Практически год назад (30 марта 2007 года) в этом же месте, в Таврическом дворце состоялось первое пленарное заседание Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, на котором были сформированы рабочие органы Парламентской Ассамблеи и обсуждены приоритетные направления деятельности ПА ОДКБ по правовому обеспечению формирования и развития системы коллективной безопасности.
За прошедший период нам удалось создать организационно-правовую основу деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ: подготовлены Регламент, положение о постоянных комиссиях, основные направления деятельности постоянных комиссий Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Теперь, полагаю, настало время направить все наши усилия на решение задач, возложенных на Парламентскую Ассамблею ОДКБ, повышение ее статуса и занятие достойного места среди крупнейших международных организаций не только на постсоветском пространстве, но и таких, как ОБСЕ, НАТО, АЗЕС, ШОС и другие.
Если быть объективным, то следует отметить, что начинается эта работа не с "чистого листа". У нас есть хорошие наработки и опыт работы в Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ, которая ранее выполняла роль парламентской составляющей в ОДКБ.
Принятые в соответствии с Программой правового обеспечения основных мероприятий формирования системы коллективной безопасности на пятилетку (2001 - 2005 годы) модельные законы, рекомендации по унификации и гармонизации законодательств государств - членов ОДКБ в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ являются базовыми документами для осуществления работы по гармонизации национальных законодательств государств - членов ОДКБ в области борьбы с терроризмом.
Республика Беларусь всегда последовательно выступала и будет выступать за бескомпромиссную борьбу с этим злом, которое необходимо искоренить.
С учетом вышеназванных модельных законодательных актов в Республике Беларусь была проведена работа по внесению изменений в Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 года "О борьбе с терроризмом", в Уголовный кодекс Республики Беларусь", статья 2901 которого предусматривает уголовную ответственность за финансирование террористической деятельности.
В то же время мы глубоко убеждены, что с международным терроризмом нельзя совладать одной лишь силой. Военный компонент борьбы с терроризмом должен обязательно дополняться активными усилиями политического и дипломатического характера. Он должен сопровождаться полным перекрытием для террористов финансовых потоков, источников поставок оружия, информационной и организационной поддержки. В Республике Беларусь действует Закон "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности", который содержит ряд положений, аналогичных нормам модельного Закона "О противодействии финансированию терроризма".
Образование Парламентской Ассамблеи ОДКБ расширяет возможности этой организации по нормативному правовому обеспечению процесса формирования и развития системы коллективной безопасности и позволяет реализовать положения статьи 10 Устава ОДКБ, предписывающей государствам-членам принимать меры по гармонизации национального законодательства в сфере обороны, военного строительства и безопасности.
Подготовка модельных законопроектов по вопросам обороны и безопасности, внешнеполитического взаимодействия, выработка рекомендаций по гармонизации и сближению законодательства, имплементации в него международных норм являются приоритетным направлением деятельности ПА ОДКБ. Не случайно при Совете Парламентской Ассамблеи ОДКБ сформирована рабочая группа по вопросам унификации и гармонизации национальных законодательств, внедрения модельных законов и рекомендаций, призванная непосредственно заниматься данными вопросами, которую возглавляет Председатель Постоянной комиссии ПА ОДКБ по вопросам обороны и безопасности Васильев Владимир Абдуалиевич.
В качестве пожелания: хотелось бы, чтобы эта рабочая группа не только занималась подготовкой модельных законодательных актов и рекомендаций, но и провела сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов ОДКБ в основных сферах деятельности ОДКБ, чтобы выработать конкретные предложения по их гармонизации.
Убежден, что деятельность этой рабочей группы, как и ПА ОДКБ в целом, должна строиться на плановой основе и в конечном итоге обеспечить полное выполнение Программы правового обеспечения реализации Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2006 - 2010 годы.
Сегодня, анализируя последние решения Совета коллективной безопасности, нельзя не отметить, что перед Организацией Договора о коллективной безопасности поставлены очень серьезные задачи. Это прежде всего трансформация ОДКБ из военно-политического блока в универсальную международную структуру, которая была бы способна реагировать на любые категории вызовов и угроз, и, как следствие, - выработка новых направлений деятельности. Среди них - формирование коллективного потенциала ОДКБ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера, взаимодействие в области военно-технического сотрудничества, создание миротворческого потенциала.
Ключевое значение в реализации этих задач имеют добросовестное выполнение принятых обязательств государствами - членами ОДКБ и синхронизация процесса вступления в силу подписанных в рамках ОДКБ международных договоров.
Роль парламентариев в этом процессе является неоценимой. Ведь народная дипломатия помогает порой решить проблему значительно быстрее, чем это происходит в русле традиционно сформированных процедур.
В качестве примера приведу следующие цифры. За период деятельности Организации Договора о коллективной безопасности принято 23 международных договора. Республика Беларусь до октябрьских решений душанбинской сессии Совета коллективной безопасности выполнила внутригосударственные процедуры по международным договорам ОДКБ на 100 процентов (это по 14 международным договорам ОДКБ, принятым до 2007 года).
В настоящее время в Республике Беларусь проводится достаточно активная работа по вступлению в силу 9 международных договоров, подписанных на последней сессии ОДКБ в октябре 2007 года в г. Душанбе. Четыре из них, требующих ратификации, в ближайшее время будут внесены для рассмотрения в Парламент Республики Беларусь, остальные - на утверждение Президента Республики Беларусь. Эта работа постоянно находится в центре внимания Парламента Республики Беларусь.
Вместе с тем полагаю, что осуществление парламентского контроля за вступлением в силу международных договоров ОДКБ следует активнее внедрять в практику нашей работы в Парламентской Ассамблее. Предлагаем регулярно включать в повестку дня пленарных заседаний Ассамблеи рассмотрение вопросов о ходе выполнения внутригосударственных процедур по международным договорам в рамках ОДКБ в государствах - членах этой организации.
Одновременно в целях синхронизации сроков выполнения внутригосударственных процедур государствами - членами ОДКБ считаем возможным предложить определить из числа членов комиссий ОДКБ конкретных депутатов, которые будут координировать работу по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ, при необходимости проводить консультации и уточнять необходимые вопросы.
Наряду с работой по гармонизации законодательств, созданию необходимой нормативно-правовой базы важными направлениями деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ, на мой взгляд, должны стать активизация межпарламентского сотрудничества, включая установление и расширение контактов с международными парламентскими организациями, а также координация внешнеполитической деятельности государств - участников ОДКБ.
Динамичные геополитические процессы выдвигают сегодня новые проблемы, требующие разработки соответствующих государственных мер по защите своих национальных интересов. К сожалению, за прошедшие десятилетия мир не стал безопаснее. Нас беспокоят восстановление и создание новой военной инфраструктуры вокруг государств - членов ОДКБ, продвижение НАТО на восток. Нынешняя обстановка в мире подтверждает исключительное значение упредительных и опережающих инструментов реагирования.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть: Парламентская Ассамблея ОДКБ организационно состоялась. Наша задача - превратить ее во влиятельную международную структуру, которая выполнит возложенные на нее задачи по развитию правовой базы ОДКБ, претворению в жизнь решений Совета коллективной безопасности, решению как региональных, так и глобальных проблем современности. Залогом этого служит реальное стремление всех участников организации к совместной работе и солидарным действиям.
Позвольте пожелать всем успешной работы на благо наших народов и государств.
Благодарю за внимание.