ОДКБ готова к сотрудничеству с Афганистаном
09:11 | 19.11.2008
Омар НЕССАР (Фото: afghanistan.ru)
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) заинтересована в сотрудничестве и взаимодействии с афганским руководством, несмотря на существующие препятствия и проблемы, и готова рассматривать любые формы совместного взаимодействия с властями Афганистана по всем проблемам, связанным с безопасностью страны. Об этом и других актуальных вопросах в эксклюзивном интервью информационному порталу "Афганистан.Ру" заявил Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.
"Афганистан.Ру": Как Вы оцениваете военно-политическую ситуацию в Афганистане?
Справка:
Николай Николаевич Бордюжа родился 20 октября 1949 года в городе Орел; окончил Пермское высшее командно-инженерное училище Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в 1972 году. Закончил Высшие курсы военной контрразведки КГБ СССР (г. Новосибирск) в 1976 году, проходил службу в РВСН. В 1991-1992 гг. - первый заместитель начальника Управления по работе с личным составом Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ); с 1992 г. - заместитель командующего Пограничными войсками по кадрам; 1995-1998 - заместитель директора Федеральной пограничной службы (ФПС) РФ; январь-сентябрь 1998 г. - директор ФПС РФ; с сентября 1998 г. - секретарь Совета безопасности России; декабрь 1998 г. - март 1999 г. - руководитель Администрации Президента РФ с сохранением поста секретаря Совета Безопасности России; апрель-май 1999 г. - председатель Государственного таможенного комитета РФ; июль-декабрь 1999 г. - посол по особым поручениям МИД РФ; декабрь 1999 г. - апрель 2003 г. - Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Королевстве Дания; 28 апреля 2003 г. на саммите глав государств-членов ОДКБ был утвержден на должность Генерального секретаря Совета коллективной безопасности (участниками Договора о коллективной безопасности являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан); член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП); имеет звание генерал-полковник. // Viperson.ru.
Думаю, что ситуация там достаточно сложная. Мало того, все говорит за то, что имеется тенденция к ухудшению обстановки. И это связано не только с тем, что действующие там коалиционные силы не могут решить задачи по нейтрализации экстремистских групп. Положение усугубляется и теми ошибками, которые допускают многонациональные силы. Сообщения об авиаударах по мирным жителям, которые в последнее время наносятся регулярно, просто озлобляют афганский народ. Они усугубляют ситуацию и изменяют отношение населения к коалиционному контингенту. Все это, на мой взгляд, еще больше затягивает процесс стабилизации обстановки. Не думаю, что мы сегодня можем говорить о том, что ситуация в Афганистане стабильна, что есть перспективы в ближайшее время как-то обеспечить нормальное функционирование государственных органов власти, о создании экономического потенциала, решении социальных проблем. То есть, пока, на мой взгляд, все очень плохо.
"Афганистан.Ру": Есть ли у ОДКБ собственный подход к афганской проблеме, свой "рецепт" разрешения конфликта в Афганистане?
Рецепт один и я не думаю, что об этом не знают политики, об этом много раз говорилось и говорится на многих конференциях. Первое - это, прежде всего, создание полноценных органов власти. Второе - создание законодательной базы для функционирования государства. Третье - создание силовых структур, четвертое - межнациональное примирение. Все эти пункты, я могу продолжать и дальше, известны. Вопрос как их реализовать, какая технология нужна для этого. На мой взгляд, сегодня достичь самого главного - межнационального согласия между соперничающими группировками - в Афганистане не удалось. Как это сделать, скажу откровенно - не знаю. Я знаю, что до тех пор, пока не будет межнационального согласия, пока все политические силы, которые существуют в настоящее время в Афганистане, не поймут, что они просто теряют страну, никаких перемен к лучшему не будет. Просто так насадить демократию, как это делается, насадить какой-то порядок, в том числе штыками, не получится.
"Афганистан.Ру": Кроме ОДКБ, в регионе действует еще одна схожая по составу организация - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Чем они отличаются, и как Вы видите их взаимодействие? Что Вы можете сказать о планах развития отношений ОДКБ и ШОС?
ШОС, на мой взгляд, более политическая организация. Среди задач ШОС вопрос безопасности - один из фрагментов той деятельности, которой она должна заниматься. Самое главное для них - это экономическое, политическое, культурное сотрудничество и часть вопросов безопасности, которые касаются общих вызовов и угроз.
ОДКБ, во-первых, отличается по составу, а во-вторых, это специализированная структура, которая занимается исключительно вопросами безопасности. Нас не интересует экономическая составляющая, мы занимаемся исключительно безопасностью: военной безопасностью, противодействием вызовам и угрозам.
Мы нашли точки соприкосновения с ШОС, у нас есть соответствующие подписанные документы о взаимодействии между секретариатами ОДКБ и ШОС. Мы сегодня договорились о том, что несколько вопросов, интересных для ШОС и для нас, будем решать совместно: это вопросы борьбы с наркотрафиком, политическое сотрудничество по глобальным проблемам безопасности, информационная безопасность и некоторые другие. И мы в этом плане работаем вместе. Мы пытаемся консолидировать, суммировать наши усилия в решении этих проблем.
"Афганистан.Ру": Известно, что в 2007 году Афганистан посещала делегация ОДКБ. Сообщалось, что делегация на месте изучала возможность участия Организации в восстановлении силовых структур и даже гражданских объектов страны. Есть ли у ОДКБ сегодня конкретные планы по оказанию помощи Афганистану?
Не просто изучала, в рамках ОДКБ еще в 2006 году была создана Рабочая группа при Совете министров иностранных дел по оказанию помощи в постконфликтном обустройстве Афганистана. В эту Рабочую группу входят национальные координаторы от всех государств-членов Организации. Заседания проводятся два раза в год, и мы обсуждаем вопросы оказания действительной помощи Афганистану. Но не экономической помощи: мы планировали, что экономической помощью Афганистану с позиции наших государств, будет заниматься ЕврАзЭС, мы занимаемся вопросами безопасности.
Рабочая группа должна была заниматься оказанием помощи в формировании органов государственной власти в силовой сфере и выстраиванием их работы, в формировании пакета законов по вопросам безопасности через нашу Парламентскую Ассамблею, в становлении силовых структур, в совместных мероприятиях по противодействию наркотрафику, и многое другое. Вот это мы предполагали делать вместе с Афганистаном. Что у нас произошло? Я могу сказать откровенно, что мы предприняли действительно серьезные усилия с тем, чтобы выйти на афганское руководство, чтобы найти точки соприкосновения, потому что нам крайне важно понять позицию афганского руководства. Наша делегация в Афганистане встречалась с представителями органов исполнительной власти, получила от них соответствующие запросы о том, какую помощь они надеются получить. Но потом, в одночасье, все это прекратилось. Афганское руководство, в лице министра иностранных дел господина Спанты, заявило о желании сотрудничества исключительно на двусторонней основе с государствами постсоветского пространства. Для нас это, конечно, удивительно. Мы свою помощь не навязываем, это первое. Второе - наши государства не находится в таком плачевном состоянии, в каком сегодня находятся Афганистан. И поэтому мы хотели от чистого сердца, понимая, что рядом с нами должна быть зона стабильности, оказать содействие Афганистану.
Тем не менее, Рабочая группа функционирует, но уже без взаимодействия с афганским посольством или представителями Афганистана. Мы координируем свои усилия, обмениваемся информацией о том, какие меры, какие шаги предпринимаются по оказанию помощи Афганистану в двухстороннем порядке от наших государств, отслеживаем ситуацию. Но самое для меня удивительное и печальное то, что афганская сторона, находясь в крайне тяжелом положении, не предпринимает никаких шагов с тем, чтобы использовать потенциал, предложенный ей от ОДКБ. Я думаю, что это ничто иное, как политические игры, причем эти игры затеваются и реализуются в ущерб интересам афганского народа.
Могу сказать только одно - ОДКБ крайне заинтересована в стабильности в Афганистане, во взаимодействии с афганским руководством, с Афганистаном как государством, и готова к сотрудничеству. Есть такая добрая воля и понимание со стороны соответствующих структур, и мы готовы рассматривать любые формы нашего совместного взаимодействия по всем проблемам, связанным с безопасностью Афганистана.
"Афганистан.Ру": Все государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности являются бывшими республиками СССР. В этой связи некоторые эксперты называют ОДКБ "мини-Советским Союзом". Как Вы относитесь к подобным высказываниям?
Я считаю, что все разговоры по поводу того, что ОДКБ - это "мини Советский Союз" или попытка России взять под определенный контроль эти государства, просто не состоятельны. В состав ОДКБ входят семь суверенных государств. Любое решение в рамках Организации принимается при обязательном консенсусе: то есть, если одно из государств заявляет, что против, то решение не принимается.
Могу однозначно сказать, что практика внутренней деятельности Организации говорит о том, что абсолютно точно уважается суверенитет государств, мнение государств по тем или иным вопросам, и ни в коем случае никто не пытается управлять этими государствами. Да и каким образом сегодня можно управлять ими, как Россия может, например, управлять Казахстаном, или Арменией, или Белоруссией? Нет таких рычагов и механизмов. Это абсолютно суверенные государства. Мало того, каждый год председательство в рамках ОДКБ переходит в ротационном порядке. Все руководящие и вспомогательные органы возглавляются представителями государства, председательствующего в Организации. Поэтому нет никаких оснований говорить о том, что ОДКБ - это какая-то жесткая структура, которая создана и управляется Россией. Так можно сказать про ГУАМ (ГУАМ - Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия - был создан в 1997 году. В 2003 году организацию покинул Узбекистан - ред.), потому что даже ее деятельность финансируется США. Про ОДКБ так говорить нельзя, ведь бюджет ОДКБ - это консолидированный бюджет, взносы всех государств.
"Афганистан.Ру": Решение о создании ОДКБ было принято в 2002 году и это совпало по времени с началом возглавляемой США антитеррористической операции в Афганистане и появлением военных баз стран антиталибской коалиции (прежде всего, США) на территориях государств Центральной Азии. Данное обстоятельство многим экспертам дает повод называть ОДКБ противовесом НАТО.
Действительно начали говорить, что ОДКБ стала активно взаимодействовать с ШОС, чтобы противодействовать НАТО. Но мы, наоборот, с 2003 года все время предлагаем Североатлантическому альянсу сотрудничество, в том числе для пресечения афганского наркотрафика. Но НАТО, как и афганское руководство, сегодня отсекло все контакты с ОДКБ. Как я понимаю, НАТО выгоднее работать на двухсторонней основе с государствами, но не выгодно переводить это сотрудничество в формат Организации. Убежден, за таким решением стоят не интересы безопасности, а политические игры. Если бы в Альянсе руководствовались интересами безопасности, то, конечно, НАТО вышло бы на взаимодействие с ОДКБ. Ведь сегодня невозможно решить проблему наркотиков, не суммируя усилия всех заинтересованных государств и всех международных организаций. Невозможно сегодня решать вопросы, например, информационной безопасности, использования экстремистскими организациями Интернет-сайтов экстремистской направленности, вопросы противодействия террору, не суммируя усилий всех заинтересованных сторон. Невозможно сегодня противодействовать широко разветвленным террористическим организациям, которые действуют как в Европе, так и на территории стран Центральной Азии, не используя все возможности. Но так как на сотрудничество не идут, то за этим стоит только одно - определенные политические цели, которые не совпадают с целями ОДКБ.
"Афганистан.Ру": Прошло 7 лет с начала антитеррористической операции. После 2004 года произошел перелом - обстановка в Афганистане стала ухудшаться и это продолжается по сей день. Как в этой связи вы оцениваете деятельность НАТО в Афганистане?
Я уже говорил о ситуации в Афганистане, и отметил, что там все плохо. Но это относится и к деятельности НАТО в Афганистане. НАТО, к сожалению, не нашло ту формулу деятельности, которая позволила бы стабилизировать обстановку и эффективно воздействовать на нее. Советский Союз, в свое время, тоже не нашел. Но тогда было очень сильное противодействие со стороны других сил, оружие поставлялось тем отрядам, тем племенам, которые противодействовали деятельности Советской армии. Тогда существовала "вторая сторона", которая была заинтересована в поражении Советского Союза именно при проведении операции в Афганистане. Сегодня нет таких сил, сегодня нет стран, которые бы целенаправленно и эффективно снабжали оружием и боеприпасами те группировки, которые противодействуют антитеррористической коалиции. Тем не менее, положительный эффект в Афганистане не наступил. Это значит, что есть ошибки. Есть ошибки в стратегическом планировании, есть ошибки в реализации тех задач, которые НАТО поставило перед собой, войдя в Афганистан. Одна из ошибок, она очевидна - это абсолютно бездумное применение авиации для ударов по населенным пунктам. Я не хочу давать оценку действиям военных, так как понимаю, что легко оценивать со стороны. Я просто говорю, что есть ошибки и не все, видимо, было просчитано правильно, а исходя из этого, не достигнута главная цель - обеспечение стабильности в Афганистане, устранение экстремистских террористических группировок, которые там постоянно дестабилизируют обстановку, и создание условий для поступательного развития Афганистана как полноценного государства. Вот эти задачи не выполнены на сегодняшний момент.
"Афганистан.Ру": Спустя семь лет после начала операции "Несокрушимая свобода" на территории Афганистана все чаще слышны голоса о попытках превращения Афганистана в зону "управляемого хаоса" и "источника напряженности" в регионе. Что Вы думаете по этому поводу?
Я не стал бы так говорить. Думаю, что и представителям НАТО, и представителям государств Центральной Азии, и России исключительно важно, чтобы в Афганистане была стабильность. Я не думаю, что НАТО преднамеренно создает там очаг напряженности. Нет, они, на мой взгляд, действуют в абсолютно благих целях, направив туда соответствующие контингенты, которые абсолютно честно пытаются решить поставленные задачи и действительно устранить угрозы, которые там существуют. Просто у них не все получается.
Я периодически слышу от политиков Европы, от представителей НАТО о том, что нужно увеличить военный контингент, нужно предпринять какие-то другие шаги. На сегодняшний день усилиями всех заинтересованных сторон (ведь не только страны НАТО участвуют в стабилизации ситуации) решить задачу не удается по многим причинам, в том числе и в связи с теми ошибками политического и военного характера, которые были допущены. Может быть, не получается в том числе и потому, что не задействован потенциал других международных организаций, кроме НАТО. Есть, например, потенциал ШОС, который пока, на мой взгляд, не задействован. Есть потенциал ОДКБ, который тоже пока не задействован. Это значит, что различные политические игры и политические маневры не позволяют действительно консолидировать усилия всех сторон, заинтересованных в обеспечении стабильности в Афганистане.
Кстати, хочу напомнить об инициативе Президента Узбекистана Ислама Каримова по возобновлению работы группы 6+2 в новом формате (Контактная группа "6+2" с участием соседей Афганистана - Ирана, Китая, Пакистана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, а также государств-гарантов - России и США, была создана в 1997 году во времена антиталибского сопротивления. В апреле этого года глава Узбекистана предложил возобновить работу группы в новом формате, включив туда НАТО - ред.).
"Афганистан.Ру": Одним из главных направлений работы ОДКБ считается борьба с наркоугрозой, исходящей из Афганистана. Не могли бы Вы объяснить, что из себя представляют неоднократно озвученные Организацией планы по созданию "антинаркотических поясов" вокруг Афганистана и меняется ли в целом ситуация в этом направлении?
Во-первых, я бы не сказал, что ситуация с наркоугрозой не меняется. Она меняется в России, она меняется в государствах Центральной Азии. Она меняется, в том числе, потому, что уровень взаимодействия служб, противостоящих наркотикам, многократно возрос. Хочу сказать, что нас беспокоят наркотики не только из Афганистана, нас не меньше беспокоят синтетические наркотики из Европы, которые предназначены для молодежи и по которым мы тоже работаем.
Действительно, ОДКБ, как одной из очень серьезных проблем безопасности, занимается проблемой наркотиков. Для этого создан Координационный совет руководителей и глав антинаркотических ведомств стран ОДКБ.
Теперь, что такое антинаркотический пояс безопасности. Это вовсе не забор по границе Афганистана. Антинаркотические пояса безопасности не означают выстраивание заборов, которые не позволяют афганцам переезжать в другие государства. Нет, ни в коем случае. Антинаркотические пояса - это целый комплекс административных, правовых, оперативных, войсковых мер, которые предотвращают транспортировку наркотиков из Афганистана. Это первое.
Второе - это меры по выявлению и пресечению соответствующих финансовых операций наркогрупп. То есть, это целый комплекс мероприятий, начиная от усиления охраны границы и кончая контролем авиационных и железнодорожных перевозок, и многие другие вещи.
Но это только часть вопроса. Я глубоко убежден, что нужна стабильность в Афганистане, нужно решение социальных вопросов, с тем, чтобы население не видело выгоды в выращивании и продаже наркотиков, а занялось традиционным сельским хозяйством, экономической деятельностью. То есть, мы должны подходить к проблеме комплексно. В 2003 году, начиная проводить антинаркотические операции, мы поняли, что исключительно усилениями спецслужб проблему наркотиков не решить. Мы должны оказать руководству Афганистана помощь в обеспечении стабильности в стране с тем, чтобы это было полноценное государство, которое обеспечивало бы полноценную жизнь всех народов страны. Поэтому мы пошли двумя путями: один путь - это работа по наркотикам спецслужб, а второй - оказание помощи по всему спектру задач создания, восстановления и развития государства в Афганистане.
"Афганистан.Ру": Вы сказали, что ситуация меняется. Значит ли это, что поток наркотиков афганского происхождения в Россию уменьшился?
В России относительно недавно создана специальная структура - Госнаркоконтроль, который начал комплексно заниматься проблемой наркоугрозы. Мы фиксируем увеличение количества наркотиков, которые идут в Россию, но мы фиксируем и увеличение количества задержаний, стало больше выявлений, стало меньше наркозависимых. Мы взяли под контроль регионы, чего раньше не было, мы создали цельную законодательную базу. Вы знаете, что в России создан Национальный антинаркотический комитет, в состав которого входят, кроме представителей спецслужб, представители экономического блока правительства, социального блока. Сейчас комитет работает комплексно: его работа состоит не только в выявлении и пресечении транзита наркотиков, но и в выявлении наркоманов, их реабилитации, создания соответствующей нормативной законодательной базы по ужесточению наказания за распространение наркотиков, и многие другие вопросы. И я скажу, что ситуация меняется. Мы, во всяком случае, это чувствуем. Меняется ситуация и в других государствах.
"Афганистан.Ру": Планирует ли ОДКБ реализовывать какие-то собственные программы, направленные против наркоугрозы, на территории Афганистана?
Нет. Единственное, что мы сегодня планируем, - взаимодействие с представителями спецслужб Афганистана, занимающимися противодействием наркотрафику. Мы предложили провести встречу представителей спецслужб Афганистана и представителей соответствующих служб государств-членов ОДКБ для отработки совместного взаимодействия. К сожалению, наше предложение с 2004 года не нашло никакого отклика - абсолютная индифферентность со стороны афганских властей к тем предложениям, которые высказываем мы. Что еще раз говорит о том, что, видимо, есть соответствующие команды или рекомендации, по которым действуют представители Афганистана в этом направлении. Но в данной ситуации ОДКБ - самодостаточная организация. Нет интереса для взаимодействия в целом, мы работаем сами.
Кстати, когда Россией предлагаются учебные заведения и специалисты для подготовки и сюда не приезжают соответствующие сотрудники антинаркотических структур, которых здесь могли бы учить, о чем это говорит? Это или головотяпство, или политические игры. Но ведь это не в интересах Афганистана. Разве Афганистан не заинтересован, чтобы у него были сильные спецслужбы? Думаю, заинтересовано. Разве Афганистан не заинтересован в профессиональных кадрах? Заинтересован. Мы все работаем и будем работать по проблеме наркоугрозы, потому что пресечь наркотрафик из Афганистана исключительно важно. И мы говорим: давайте вместе работать... Но в ответ слышим отказ.
"Афганистан.Ру": Какова будет реакция ОДКБ, если гипотетически представить, что Афганистан заявит о своем желании вступить в эту Организацию?
Мы, конечно, рассмотрим такую заявку. Принимает решение Совет коллективной безопасности, членами которого являются главы государств, входящих в Организацию. Мы будем очень серьезно взвешивать все "за" и "против". Я не могу сказать, приветствовала бы Организация такое желание или нет, слишком много вопросов. Я, как Генеральный секретарь Организации, боюсь одного, чтобы о своем желании вступить в Организацию не заявило государство, которое пока не осознало необходимости взаимодействия с другими государствами по созданию системы коллективной безопасности. Вот это самое страшное. Пока, исходя из фактов, я не вижу такой готовности у афганского руководства. У нас все решения принимают консенсусно, а если государство придет и, не желая коллективных действий, будет блокировать принятие решений остальными государствами, это принесет Организации только вред.
Но есть и другая процедура; мы можем принять государство в качестве наблюдателя с тем, чтобы оно в дальнейшем полноценно участвовало в деятельности Организации. Во всяком случае, такие решения принимаются не Генсеком, а главами государств, входящих в ОДКБ.
"Афганистан.Ру": Какой, на Ваш взгляд, будет роль ОДКБ на постсоветском пространстве после недавнего конфликта на Кавказе?
События на Кавказе показали одно: что в любой точке территории действия Договора о коллективной безопасности может быть спровоцирован конфликт. Поэтому мы должны быть готовы к коллективным действиям по защите территориальной целостности и суверенитета любого государства, входящего в ОДКБ. А для этого у нас должен быть соответствующий потенциал, как военный, так и потенциал соответствующих спецслужб и правоохранительных органов, политический потенциал. Стоит отметить, что, несмотря на беспрецедентное давление на членов ОДКБ, все государства поддержали действия России на Кавказе. Если коротко, то конфликт на Кавказе укрепил, консолидировал наши усилия и очень серьезно обозначил необходимость развития Организации.