О службе без ретуши |
Молодые журналисты региональных СМИ в ходе интернет-конференции в течение часа задавали вопросы председателю ЦС РОСТО (ДОСААФ), члену Общественной палаты РФ Анатолию Стародубцу о молодежи и службе в армии, подготовке призывников, повышении авторитета Вооруженных Сил, профилактике конфликтов.
Анатолий Стародубец: Добрый день, мои уважаемые коллеги! Я благодарю Национальную ассоциацию журналистов "Медиакратия" за возможность участвовать в онлайн-конференции по весьма важной и сложной теме в нашей стране - "Молодежь и армия". Я, как руководитель общественной организации РОСТО (ДОСААФ), постараюсь ответить на вопросы участников конференции исходя из своих личных убеждений, жизненного и профессионального опыта. Не будучи представителем органов государственной власти, прошу задавать мне вопросы, касающиеся деятельности возглавляемой мной организации. На вопросы о состоянии Вооруженных Сил в нашей стране могут и должны отвечать должностные лица Министерства обороны РФ, а я лишь могу высказывать свою субъективную точку зрения. Хочется сказать несколько слов о возглавляемой мной организации. В текущем году исполнилось 80 лет Оборонному обществу страны. На протяжении всего этого времени организация в приоритетном порядке занималась организацией и вопросами подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах страны, вопросами военно-патриотического воспитания молодежи, а также развитием технических видов спорта, таких как авиационный, мотоциклетный, автомобильный и так далее. Я готов ответить на все интересующие вас вопросы.
Евгений Сухарев, "Ставропольская правда": С этого призыва срок службы в Вооруженных Силах начинает сокращаться: сейчас он составляет уже полтора года вместо двух, со следующего года - один год. На ваш взгляд, отразится ли это на взаимоотношениях военнослужащих? И не опасаетесь ли вы, что это приведет к некой напряженности между теми, кто служит "все два", и теми, кто меньше?
Анатолий Стародубец: Вопрос актуален. В рамках Минобороны и нашей организации эта тема не просто обсуждается, а мы стараемся и подготовиться сами, и подготовить воинские коллективы к той ситуации, что некоторое количество времени вместе будут служить два призыва - люди, которые служат два года, и люди, которые будут служить меньше. Тема интересная, но опыт Вооруженных Сил, когда срок призыва сократился с трех до двух лет, уже имеется. В целом прогнозы таковы, что этот период должен пройти мягко.
Евгений Сухарев, "Ставропольская правда": В последнее время как-то меньше стали говорить о военной реформе. Но ведь ее реализация далеко не окончена. С чем это связано, на ваш взгляд? Перед государством на данном этапе стоят более важные задачи?
Анатолий Стародубец: Наверное, само употребление слова "реформа" уже приелось. Поэтому я неоднократно слышал на сей счет высказывания Сергея Борисовича Иванова, курирующего силовой блок правительства, и некоторых руководителей Минобороны о том, что нужно отходить от этого слова. Совершенствование Вооруженных Сил продолжается. Мне кажется, что усилия здесь наращиваются. Неоднократно Владимир Владимирович Путин обращал внимание на отношение граждан России к армии, к Вооруженным Силам и офицерскому корпусу. Если посмотреть выступления нового министра обороны Анатолия Эдуардовича Сердюкова, то мы увидим расставляемые акценты: здесь социальная защищенность офицерского корпуса и личного состава. В том числе речь идет о том, что Вооруженные Силы страны должны отвечать тем угрозам, с которыми сталкивается наше государство. Те программы, которые приняты в нашем государстве, безусловно, выполняются. Сергей Иванов неоднократно об этом говорил, рассказывая о тех достаточно серьезных финансовых вливаниях, осуществляемых государством в Министерство обороны. Я хочу сказать, что реформа имеет продолжение.
Елена Ковтуненко, Ленинградская область: В школах нашего региона была хорошая традиция - встречи ветеранов с молодежью. Теперь уже, увы, скорее "была", чем есть, потому что реальных участников Великой Отечественной войны становится все меньше. Кто может заменить ветеранов на таких встречах, укрепляющих патриотизм подрастающего поколения? "Афганцы", "чеченцы", общественные деятели, которые живут и работают в мирное время?
Анатолий Стародубец: Спасибо за вопрос. Я предполагаю, что сам вопрос содержит и часть ответа. К сожалению, годы не властны над возрастом людей и ветераны Великой Отечественной войны, как это ни прискорбно, уходят из жизни. Ветеранов становится все меньше и меньше.
Мы пытаемся контролировать ситуацию и проводим встречи с ветеранами войны. Регулярно встречаются выпускники Осоавиахима, которые прошли подготовку накануне Великой Отечественной войны в наших школах. Сложилась также хорошая практика, когда на стыке границ различных государств проходят встречи наших выпускников, посвященные Дню Победы. В годы войны наша организация сыграла свою позитивную роль, ибо статистика говорит сама за себя: каждый третий летчик - герой Советского Союза - прошел авиационную подготовку в наших школах. Сегодня на смену ветеранам войны в вопросах патриотического воспитания приходят люди, которые прошли "горячие точки", выполнявшие свою миссию перед государством в различных ведомствах силового блока. Существенный вклад в воспитание молодежи вносят и наши олимпийские чемпионы, которые поддерживаются тренерским составом, федеральными и региональными властями. Они наделены мужеством и отвагой.
Я могу сказать, что сейчас в государстве создается целостная система работы с молодежью, чтобы на примере и старшего поколения, и сверстников можно было бы показать, чего можно достичь в жизни своим трудом и своими знаниями. Я хотел бы поделиться опытом работы наших авиационных клубов, когда трудновоспитуемые подростки приходят в наш клуб в летний период и получают парашютную подготовку, совершают от трех до пяти парашютных прыжков, проходят становление и возмужание и после такой подготовки приходят в свою семью и коллективы с совсем иной ментальностью и психологией, находят свое место в жизни.
Зелимхан Яхиханов, Чеченская Республика, газета "Молодежная смена": Последние годы чеченцев по причине известных событий не призывали в армию, однако в нынешнем весеннем призыве эти "льготы" отменены, и теперь представители Чечни будут проходить службу так же, как и все другие граждане. Как вы думаете, не скажется ли в процессе их пребывания на службе синдром войны и не рано ли было их призывать в армию? Спасибо.
Анатолий Стародубец: Я считаю, что отрицательно пребывание молодых жителей Чечни в Вооруженных Силах не скажется. Это своевременное решение. Школы ДОСААФ функционировали на территории Чеченской Республики на протяжении всего сложного периода. И сегодня наши школы занимают достойное место в вопросах подготовки специалистов к службе в армии. В последнее время я неоднократно встречался с бывшим руководителем республики Алу Алхановым, и он говорил, что тоже является выпускником школы ДОСААФ. Первую профессию водителя автомобиля он получал именно в школе ДОСААФ. И спустя годы он говорит о том, что полученная профессия дала ему возможность чувствовать себя уверенно в жизни.
Я не вижу серьезных опасений в том, что молодежь Чеченской Республики может испытать определенные затруднения во время прохождения срочной службы.
Зелимхан Яхиханов, Чеченская Республика, газета "Молодежная смена": Какие меры предпринимает Общественная палата РФ для минимизации негативных случаев в армии, повышения института службы и повышения к ней интереса со стороны молодежи?
Анатолий Стародубец: Членами Общественной палаты являются в подавляющем большинстве люди, прошедшие службу в Вооруженных Силах. Имеется достаточно большая группа офицеров запаса. Я могу сказать, что женщины, которые являются членами ОП РФ, тоже не понаслышке знают, что такое ВС РФ. Поэтому на первом пленарном заседании ОП РФ, когда обсуждался вопрос о положении в армии, роли общества в плане поддержки престижа службы в ВС РФ и мне предоставили слово, то я сказал, что за 20-25 лет впервые общество в лице Общественной палаты действительно не просто обратило внимание на те проблемы, которые существовали и существуют в ВС, а по-настоящему протянуло руку силовому блоку в плане поддержки министерств и ведомств. И я видел реакцию руководителей Минобороны, которые уже отвыкли от того, что общество с пониманием относится к существующим проблемам и готово их решать сообща, реально помогая силовым министерствам и ведомствам.
Алена Полозова, Екатеринбург, "Областная газета": Как на работе РОСТО (ДОСААФ) отразился закон об обязательном проведении конкурсов при распределении государственных заказов, в том числе гособоронзаказа? Знаю, что у нас в Свердловской области и в ряде других территорий РОСТО (ДОСААФ) проиграла конкурсы на допризывную подготовку водителей. Наш пример - правило или исключение? И стало ли это проблемой?
Анатолий Стародубец: Вопрос, безусловно, очень актуален.
Проигрывать не очень приятно. Могу сказать, что есть и объективная сторона, и субъективная. Поэтому в настоящее время мы проводим соответствующую работу в своих организациях по созданию современной учебной материально-технической базы. Эту работу мы проводим совместно с Министерством обороны. На сей счет есть решения на уровне главы правительства, на уровне главы государства. Я хочу сказать, что не всегда решения конкурсных комиссий объективны. Здесь есть темы для обсуждений и консультаций, в том числе с Министерством обороны. Соответствующую работу мы проводим. Поэтому время расставит все точки над "i" и покажет, насколько объективными были результаты конкурса. Я могу сказать, что РОСТО (ДОСААФ) на протяжении всего времени своего существования была надежным стратегическим партнером Министерства обороны по допризывной подготовке граждан к несению воинской службы. И, наверное, ни у нас в стране, ни в других странах нет другой такой уникальной организации, как РОСТО (ДОСААФ), где имеется огромная материально-техническая база, где работают высококлассные специалисты с опытом.
Станислав Жоглик, Омская область, журнал "Бизнес курс": Как нужно бороться с распространенным в молодежной среде мнением, что "в армии только теряют время". И не считаете ли, что наряду с существующими четырьмя национальными проектами должен появиться еще один - "Армия"?
Анатолий Стародубец: Начнем с того, что срок службы постепенно сокращается до одного года. Я период службы в армии не просто вспоминаю с благодарностью, но и считаю, что я по-настоящему стал мужчиной и прошел закалку. Тот опыт, который я приобрел во время службы, позволил мне избрать свою будущую профессию, работать в Афганистане. И я горд, что оказывал афганскому народу помощь, и те знания, которые приобрел во время службы в армии, позволили мне успешно выполнять боевые задачи.
Сегодня перед РОСТО (ДОСААФ) стоит задача, чтобы в армию приходили профессионально грамотные специалисты, то есть те люди, которые имеют первичную подготовку или подготовку на уровне среднего специального образования. Поэтому армия предоставляет свою площадку для того, чтобы специалист совершенствовал свои знания и определялся в последующем выборе своего места в жизни, выборе профессии. Более того, те, кто останется на контрактную службу, за счет государственных средств получают возможность получить высшее образование, что немаловажно в современном мире.
На встрече с высшими лицами государства я высказывал свою точку зрения о том, что вопросы службы в Вооруженных Силах РФ необходимо возводить в нашей стране в ранг государственной политики. Меня могут поправить и сказать, что в нашей стране и сейчас эти вопросы находятся под пристальным вниманием государственных органов. Но я считаю, что должен быть национальный проект, посвященный службе в армии. Национальный проект должен объединить два вопроса - молодежь и армию. Эти темы, на мой взгляд, неразрывны.
Ирина Козлова, ИА "НТА-Приволжье", Нижний Новгород: У нас в регионе в последнее время все чаще стали строить церкви и часовни в военных частях, на призывных пунктах. Построили церковь и в академии МВД. Как вы относитесь к этому начинанию? На ваш взгляд, оказывает ли это какое-либо воздействие на молодых людей и стоит ли тиражировать этот опыт?
Анатолий Стародубец: Я отношусь к этому положительно. Считаю, что все общество и вся страна должны бороться за человека. И то, что сегодня строятся церкви и храмы, положительно влияет на общество и молодежь в нашей стране.
Елена Воробьева, "Иваново-Пресс": Оцените, пожалуйста, роль кадетских классов в школах.
Анатолий Стародубец: Я положительно отношусь к той работе, которая проходит в регионах по созданию кадетских корпусов. Я считаю, что в Вооруженные Силы должны приходить профессионально подготовленные и физически закаленные граждане. И определенную миссию и задачу выполняют кадетские корпуса, созданные в субъектах Российской Федерации. Мы не просто взаимодействуем с преподавательским составом в рамках таких корпусов, но также предоставляем им возможности РОСТО (ДОСААФ). Сейчас обсуждается возможность на нашей базе давать молодым людям соответствующую подготовку по управлению автомобилем.
Ирина Майнгардт, г. Омск: Насколько, по вашему личному мнению, в России реально отменить службу по призыву? И чем ее можно заменить?
Анатолий Стародубец: Исходя из той информации, которой я обладаю, у нас в стране не идет речь об отмене службы по призыву. Мне кажется, что этот вопрос даже и не обсуждается. Речь идет о смешанном комплектовании Вооруженных Сил РФ: служба по призыву и контрактная служба. Они должны дополнять друг друга.
Яна Сахарова, Авторадио-Волгоград: По вашему мнению, сокращение срока службы в Вооруженных Силах позволит ли на деле уменьшить число желающих "откосить" от армии? Как сейчас ведется подготовка призывников? Эта сфера деятельности требует каких-либо нововведений?
Анатолий Стародубец: Я думаю, что необходимо определенное время, чтобы соответствующие региональные органы власти, которые занимаются вопросами призыва и подготовки к службе в армии совместно с РОСТО (ДОСААФ) и другими организациями, создали соответствующие условия, когда служба в армии представлялась бы почетной и привлекательной. В СССР человек, не служивший в армии, выглядел как белая ворона. Сегодня мы этот рубикон престижности армейской службы еще не преодолели, но поверьте мне, что и федеральные, и региональные власти делают достаточно много для того, чтобы создать хорошие условия службы в армии и чтобы служба в армии была привлекательной и полезной для граждан страны.